Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
– добросовестно исполняет свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
– соблюдает правила внутреннего трудового распорядка;
– соблюдает трудовую дисциплину;
– выполняет установленные нормы труда;
– соблюдает требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
– бережно относится к имуществу работодателя (в т. ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
– незамедлительно сообщает работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
– осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
– соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики;
– уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
– развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
– применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
– учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями;
– систематически повышает свой профессиональный уровень;
– проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
– проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
– проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
– соблюдает устав образовательной организации;
– осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
– планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;
– обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;
– проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
– обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных стандартов, несет ответственность за его реализацию;
– руководит исследовательской деятельностью обучающихся;
– оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
– осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч. электронного журнала и дневников обучающихся);
– вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ОУ;
– участвует в деятельности педагогического и иных советов ОУ, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
– соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;
– обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
– осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);
– выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
– при организации образовательной деятельности использует информационную продукцию, не причиняющую вред здоровью и развитию обучающихся;
– не использует в образовательной деятельности информационную продукцию, противоречащую требованиям статей 7-10 Федерального закона от 29.12.2010г №463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а именно информацию, содержащую нецензурную брань; побуждающую к употреблению наркотиков, алкоголя, пива и табака, к азартным играм и проституции, бродяжничеству и попрошайничеству, к суициду; порнографического характера; пропагандирующую насилие и жестокость, совершение уголовно-наказуемых деяний; содержащую ненависть на почве национальности и вероисповедания;
– соблюдает пропускной режим и выполняет требования инструкции о пропускном режиме на территории ОУ (в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006г №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с последующими изменениями и дополнениями);
– ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках. Выставляет текущие отметки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные;
– допускает администрацию ОУ на свои уроки в целях контроля за работой, участвует в последующем анализе уроков или других мероприятий воспитательного характера;
– при выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель проводит паспортизацию своего кабинета, систематически пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения программы, осуществляет работу кабинета в соответствии с положением об учебном кабинете;
– учителю запрещается изменять по своему усмотрению расписание занятий; отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий), перемен между ними; удалять обучающегося с урока; курить в помещении и на территории школы.
На должность учителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Учитель должен знать:
– приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
– педагогику;
– психологию;
– возрастную физиологию;
– школьную гигиену;
– методику преподавания предмета и воспитательной работы;
– требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения и рекомендации по их реализации в ОО;
– программы и учебники по преподаваемому предмету;
– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
– средства обучения и их дидактические возможности;
– основы научной организации труда;
– нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
– теорию и методы управления образовательными системами;
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– основы экологии, экономики, социологии;
– трудовое законодательство;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием;
– правила внутреннего трудового распорядка ОО;
– правила по охране труда и пожарной безопасности.